Posted on

Словарь ключевых понятий социокультурного проектирования

На нашем сайте вы можете загрузить «Словарь ключевых понятий социокультурного проектирования» в PRC LIT, HTML, LRF, AZW3, isilo, RTF, PDF, МОВІ, TCR, JAR, FB2, TXT, CHM, DJVU, EPUB, DOC!

В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, то есть не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.

Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта или сферы проектной деятельностиразработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: Расхождение, противоречие между реальной картиной идеальными представлениями проектировщика о норме задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов.

Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих как количественно, так и качественно, содержательно сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума или их отдельных проявленийзависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания возрождения, реконструкции, сохранения социальной и культурной целостности.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются: Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект. Программа — это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории района, города, региона, федерации всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни то есть процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах2: И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями например, проекты стандартных учреждений культурыто уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования например, проекты, связанные с реставрацией использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.

Социокультурное проектирование как инструмент региональной культурной политики

Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т. Причем, исследовательская процедура выражается здесь не только в сборе эмпирических показателей с помощью социологического исследования или контент-анализа прессы.

Проектирование есть прежде всего идеально-мыслимое представление о конечном продукте параметрах того или иного явления, новом качестве объектакоторое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации.

Объектные области проектирования — и социум, и культура — рассматриваются как некие теоретические а значит, в определенной степени — искусственные модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Интерес — прежде всего результат и форма проявления познавательной активности. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, как целеустремленное отношение человека к объекту его потребностей, он отражает значимость и ценность для человека того или иного предмета или явления окружающего мира, характеризует его активность по овладению ими.

Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач. Миссия — общественно-значимый статус, социально значимая роль учреждения, которая должна быть известна населению, средствам массовой информации, властям, потенциальным спонсорам. Объектом проектной деятельности специалиста социокультурной сферы могут выступать: По объекту проектирование может быть: Образ жизни — это категория, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельности человека в тех или иных сферах социальной и культурной жизни, фиксирующая единство объективных условий определяемых, преимущественно, непосредственной средой существования, характером общественных ценностей, духовно-нравственным климатом общества и субъективных обстоятельств профессия, возраст, ценностные ориентации, интересы, мотивы и цели деятельности.

Наиболее существенной гранью этого понятия в рамках социокультурного проектирования являются ценности и соответствующие формы активности, которые во многом определяются средой существования по нашей терминологии — характером, потенциалами и ресурсами полей и сфер жизнедеятельности и в совокупности свидетельствуют об уровне сформированности художественной, исторической, социально-психологической, духовно-нравственной, политической, экологической, профессиональной, досуговой, психофизической культуры личности или социальной группы.

Образ жизни — это прежде всего определенное качество жизнедеятельности, критериями которого являются: Ожидаемые результаты -конкретные результаты являются критериями оценки эффективности проектакоторые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении.